Страшный военный конфликт 1914-1918 гг. был воспринят китайской и индийской интеллигенцией как банкротство европейского типа культуры. Позднее практикующий этик (редкая разновидность homosapiens, большинство предпочитает только рассуждать на эту тему…), знаменитый врач Альберт Швейцер заметил: « Мы не должны помещать человека в центр вселенной. Мы должны остановить взгляд на открытых окнах психиатрической больницы, чтобы напомнить себе ужасный факт: умственное и духовное также подвержено разрушению».
Нам, европейцам, наши ценности, наша культура, наши стереотипы поведения кажутся единственно правильными. Даже так: абсолютными. Особенно нам, окраинным европейцам, живущим в Украине. Достаточно быстро усваивающим традиции и нормы Старой Европы, живя в ней в качестве иммигрантов, но почему-то никак не принимающим те же демократические традиции и нормы в собственном доме. Результаты всех наших выборов – классический пример нашей домашней несостоятельности.
У средневековых мистиков был в ход у замечательный термин, много поясняющий и в 21 веке: docta ignorantia, ученое незнание. Те же книги, те же освященные законами ценности, по сути – те же возможности, а результат – как всегда… Классическое ученое незнание. То ли еще не время, рано. То ли неумение принимать правильные решения. И, как удобное прощение себе лени рассудка, эсхатологические рассуждения о неизбежности «падения Европы под натиском варваров». Иными словами, ощущение приближающегося банкротства европейского типа культуры. Особенно ярко воспринимаемое, когда «падение Европы» предрекают плохо воспринимающие слово «культура» всевозможные украинские радикалы, как левые, так и правые. Люди, как правило, хваткие, в себе уверенные и малокультурные.
Практикующий этик Швейцер не вошел в мейнстрим (ах, слово-то какое, модное, почти гламурное) современной философской мысли. Поскольку исследовал он не общую теорию культуры, а ее кризис, состоявший в том, что прогресс продолжается лишь в одной сфере – материальной, а в двух других, духовной и этической, наблюдается явный откат назад. Здесь, в моей стране, все именно так, мы – яркая иллюстрация правоты Швейцера. На улицах – обилие дорогих автомобилей, в домах – несметное количество самых быстродействующих компьютеров, а в управлении страной – все те же рожи и рожицы, никогда не читавшие Альберта Швейцера, не бывающие в филармонии.
Вчера вечером я все понял. И сразу же успокоился. Нельзя от людей требовать невозможного. Они, наши управленцы, мастера другого жанра. Закрепившийся в молодости навык игры в «наперстки», легко и просто пригодился в другой игре «голосование в Верховной Раде». Всмотритесь в крупные планы на телеэкране и вы увидите: те же быстрые движения, обеспечивающие игру в восемь карточек. Удивительная, выразительная память движений. Грузные, обильно переедающие мужчины в дорогих совсем не спортивного кроя костюмах… А вот руки-то помнят!